«Выбери себе работу по душе, и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни». Конфуций.
10.04.2025 г. в отделении раннего и дошкольного детства «Шаг навстречу» в рамках своей темы самообразования был проведён методический час для педагогов: «Развитие словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через словесные игры». Цель: познакомить коллег с набором игр, которые способствуют развитию словаря у детей с различными нозологиями. Проблема формирования словарного запаса речи занимает важнейшее место в современной логопедии, поэтому вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из насущных в развитии речи личности.
Игровой материал подбирается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Подбор материала для речевых игр определяется задачами словарной работы. Так, для активизации бытового словаря подбираются игрушки или картинки, изображающие предметы быта, а для активизации природоведческого словаря – природный материал и т.д.. Занятия с детьми проводятся исходя из лексической темы недели.
Коллегам были предложены следующие игры: «Чудесный мешочек», «Назови столько насекомых, сколько колец у пирамидки», «Складывай камушки и называй приметы весны», «Складывай кубики паровозиком и называй зимующих и перелётных птиц!». Большой интерес вызвала игра «Кто я?». Здесь педагоги на голову надевали ободки, а к ним крепились картинки. Варианты этой игры различны, например, тот, у кого ободок с картинкой задаёт вопросы другим игрокам, которые видят его картинку, но игроки могут отвечать только «Да» или «Нет» без дополнительных характеристик. Задающий вопросы, должен угадать кто он (животное или мебель, какое животное, какая мебель или профессия). Или другой вариант, где игроки описывают картинки «…это большой шкаф, он может стоять в любой комнате и т.д.», а игрок, у которого картинка, должен угадать кто он.
Что даёт такая работа? Во-первых, возможность эмоционально расслабиться, во-вторых, получить заряд положительных эмоций, а, в-третьих, поупражнять себя в расширении своего собственного словарного запаса.
В завершении, педагоги поблагодарили за работу, и пошли апробировать полученные знания на практике.
Макарьевская Н.А.,
учитель-логопед ОРДД «Шаг навстречу».